Главная » Статьи » Никита Бахтов » Публицистика

Искусство Древнего Рима
Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое - у этрусков, но больше всего - у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне, как и этруски, из искусства предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку - из глины, воска, бронзы.
Однако, главной предшественницей Римского искусства, все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.
Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом, который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.
У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.
Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - Колизей , вмещал 50 тысяч зрителей. Это был амфитеатр - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.
Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались термы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были пере-крыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.
На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания - базилики. В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик - атриум. Посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.
В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролётная, шириной 5,33 м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров. Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях.
Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138гг.). Храм построен из камня, кирпича и бетона. Круглое здание имеет высоту 42,7 м и перекрыто куполом 43,2 м в диаметре. Снаружи здание достаточно скромно, его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена по высоте на два яруса. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамо-ра. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Пол под этим "глазом" имеет едва заметный скат для стока воды.
При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 гг. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боёв -Колизей (от латинского "колоссеум" — колоссальный). В плане он представлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.
Римский Акведук представляет собой водопровод, но одновременно функциональное и тщательно продуманное, совершенное искусство. Поверху шел канал, отделенный карнизом, ниже - арки, еще ниже - зрительно обособленные от арок опоры. Длинные не-прерывные горизонтали скрывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода.
До наших дней сохранилась колонна, построенная архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г.г.) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.
Римляне любили украшать свои дома и общественные места картинами и статуями. Неотъемлемой частью декорации богатого римского дома были мозаичные полы - от простых полов, в которых узор выкладывался белой галькой на цементно-щебёночной основе, до тончайших мозаик со сложными многофигурными композициями (например, известная мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием).
Мозаика представляла собой изображение, сделанное с использованием кубиков из камня, глины или стекла, которое выкладывали в мягком цементе. Мозаику нередко изготавливали в рамах, в мастерских, а затем доставляли к месту назначения. Иногда кубики мозаики привозились на место, и уже здесь рабочие укладывали их на пол. Для пола комнаты средних размеров в римском городском доме требовалось свыше 100 тыс. кубиков. Мозаичные картины могли изображать сцены охоты, урожай или римских богов. Популярны были геометрические орнаменты, которые нередко использовались в качестве бордюра.
Настенные картины - или фрески - нередко изображали сады, птиц и животных или героев и богинь. Их рисовали на деревянных панелях или прямо на стене. Римские художники любили обманывать глаз зрителя, рисуя ненастоящие колонны, арки и полки.
В конце 4-го и в 5-м столетии происходит "великое переселение народов" - на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов, их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римская империя распадается. А в 476году Риму был нанесен заключи-тельный удар и власть перешла к варварским дружинам. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.

Источник: http://Энциклопедия "Древний Мир". М., 2008г., http://cvetamira.ru, http://artyx.ru
Категория: Публицистика | Добавил: nikkbrnal5860 (27.04.2016) | Автор: Никита E
Просмотров: 207 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar