Тема исследования

Зарождение флота в России


 

 

 

 

 

 

 

 


Введение 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что человеческая цивилизация неразрывно связана с морем со времен ее зарождения, а для нашей страны, берега которой омывают моря трех океанов, флот всегда имел особое значение. По морям приходили на Русь варяги, сыгравшие немаловажную роль в становлении русского государства. По морям ходили русские князья на Царьград и в менее известные походы к городам Каспия. По морям возили новгородские купцы свои товары в Ганзейские города. По морям двигались на восток землепроходцы, усилиями которых Россия превратилась в самое большое по площади государство земли. В настоящее время Россия великая держава, с мощным современным флотом.

Русский флот на Руси.

Древнерусское государство уже в IX веке обладало подобием военного флота, исторически известно, что славянские племена издавна использовали водный транспорт как в торговых целях, так и в военном деле, при этом славяне успешно осваивали не только речные, но и морские пространства, что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 869 г.

Особенности кораблестроения на Руси

Особенности кораблестроения на Руси На Руси были свои традиции изготовления судов. Для их постройки не приглашались голландские кораблестроители, наше искусство судостроения было ничем не хуже европейского. К тому же русские корабли отличались тем, что они сразу были приспособлены к определенным условиям. Тонкости их производства шлифовалось десятилетиями. К сожалению, в результате многочисленных войн, набегов секреты мастерства были утеряны. Уже начиная с конца XVI века, когда назрела необходимость регулярного флота, русские цари обращались к иноземцам за помощью. В основном, это были голландцы, потому что именно они считались первыми в корабельном мастерстве.

Задолго до этого времени на Руси уже сформировались свои нормы в судостроении. Каждый корабль отличался своими особенностями, которые позволяли ему выполнять свои функции. Палубные корабли допетровского времени были нескольких разновидностей: Карбас парусное, в основном промысловое судно; Шитик — небольшое плоскодонное судно с парусом; Ладья — парусное гребное судно, которое предназначалось как для торговли, так и для военных действий; Струг — гражданское или военное судно на Руси; Чайка — небольшой плоскодонный челн. Кораблестроение на Руси до Петра Первого нельзя обозначить как безуспешное. Оно переживало спад после татаро-монгольского нашествия, когда силы государства были направлены на развитие армии, а не флота. Хотя промысловые и гражданские корабли в это время строились также, как и раньше, согласно древнерусским традициям с поправкой на время. Эти суда были преимущественно речные, для морских переходов они не годились.

Продолжались традиции судостроения и судоходства и в последующее время, однако флотом купеческие корабли и речные ладьи назвать трудно. Так как, не существовало никаких единых правил и норм относительно судоходства, не было единого управления этим видом деятельности, не было, собственно говоря, регулярного «казенного» флота. Причины достаточно просты: начиная с XIII в. (нашествие монгольское) Русь оказывается изолирована от важнейших торговых путей, ведущих к Черному морю – важнейшему торговому региону того времени, через которые проходили торговые пути. На Севере – в Прибалтике – Русь так же не имела надежного и безопасного выхода к морю.

Ситуация начинает меняться в конце XVII в. и изменения связаны с эпохой Петра I. Создание регулярного военного флота в России на рубеже XVII-XVIII вв. не случайность, а историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, являвшейся главным препятствием для экономического и социального развития Русского государства.

Азовские походы Петра являются хрестоматийным сюжетом. Как известно, после неудачного первого похода 1695 г. Петр решает строить флот, без которого турецкую крепость Азов, стоявшую при впадении Дона в Азовское море, взять было невозможно. Строительство начинается в Воронеже, где был и хороший строительный лес, и водные артерии для последующего сплава на юг. С помощью новосозданного флота, состоявшего из двух 36-пушечных кораблей («Апостол Петр» и «Апостол Павел»), 23 галер и множества мелких судов, Петру удается овладеть Азовом, и первый русский флот выходит на долгожданные просторы южного моря. В эти годы о многих событиях можно сказать «впервые»: первый прорыв России на юг, первая крупная победа над Османской империей и, конечно, первый флот. Сразу после взятия Азова была отправлена дипломатическая миссия в Стамбул, прибывшая в турецкую столицу на новых русских судах. Это означало рождение новой морской державы. Официальной датой рождения российского флота считается 20 октября 1696 г., когда Боярская дума издает указ, гласивший: «205-го, октября в 20 день приговорено: Морским судам быть, а скольким, о том справится о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить, не замолчав». В связи с этим все крупные собственники обязываются строить корабли. Данное представление Петра I стало первым законом о флоте и как уже было упомянуто выше официальной датой его основания.

Зимой 1695-1696 годов были построены первые корабли и судна. Суда строили в Петербурге, Воронеже, в Архангельске и на Ладоге. Сначала Петр I работал над созданием Азовского и Балтийского флотов, несколько позже были созданы Тихоокеанский и Северный. За время правления Петра было построено: 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 26 кораблей других типов, около 400 галер и бригантин. Личный состав насчитывал 27 тыс. человек. Россия начала входить в число ведущих европейских морских держав.

Во второй половине 18 - начале 19 вв. Российский военно-морской флот уже занимал третье место в мире по количеству боевых кораблей. При этом осуществлялось постоянное совершенствование тактики проведения на море боевых действий и различных маневров.

Военно-морской флот России

В годы Великой Отечественной войны нашему флоту пришлось выдержать самые тяжелые испытания. Моряки внесли огромный вклад в общее дело победы над фашистами.

В послевоенное время Советский Союз продолжал достаточно активно развивать свой ВМФ, при этом обязательно учитывался боевой опыт. Преимущество тогда начали отдавать созданию крупных надводных кораблей. Велись работы по усовершенствованию ракет, предназначенных для поражения наземных и воздушных целей. С 1953 года в нашей стране началось строительство атомных подводных лодок.

Современный военно-морской флот нашей страны оснащен мощной и надежной боевой техникой. Она включает в себя современные ракетные крейсеры, противолодочные корабли, атомные подводные лодки, десантные суда и самолеты морской авиации.

Созданный Петром I Военно-морской флот России ведет свое продолжение в Военно-морском флоте СССР, от которого в свою очередь, идет становление современный ВМФ России.

После исторического пика могущества ВМФ Советского Союза в 1985 году (1561 корабль в сумме и второе место в мире после ВМФ США) флот Российской Федерации в 1990-е и 2000-е годы постепенно слабел и уменьшался в количественном составе до 136 кораблей в сумме в 2010 году.

Так в 2011 году, бывший командующий Черноморским флотом России, депутат и председатель комитета по обороне, адмирал Комоедов заявил что «превосходство только турецкого флота даже над объединенным флотом Украины и России составляет 4,7 раза, а если сравнивать наш флот со всеми военно-морскими силами НАТО в Европе, то превосходство составит около 20 раз»

Адмирал Касатанов, бывший командующий Черноморским флотом РФ, а ныне советник начальника Генштаба Минобороны России добавил: «перечень задач, которые сегодня имеют и могут осуществить российские флоты, фактически ограничивается охраной побережья и антитеррористической деятельностью — но все это на уровне территориальных вод».

22 сентября 2013 года, для управления силами, выполняющими задачи в Средиземном море, создано Оперативное командование постоянного оперативного соединения ВМФ  России на Средиземном море (средиземноморская эскадра).

На 2019 год, ВМФ России стремительно превращается из крупной глобальной силы в новый региональный флот. Ограниченные финансовые возможности и устаревшие верфи затрудняют ремонт крупных советских кораблей, поэтому Россия постепенно заменяет их большим количеством малых боевых судов, способных эффективно действовать только в прибрежных водах — так называемые силы «зелёной воды». По мнению «The National Interest», это указывает на то, что Россия сосредотачивается на охране своих региональных вод.

В XXI веке Россия возобновила прерванное в 1990 году военно-морское присутствие в Мировом океане. С 1 декабря 2014 года управление, координацию и контроль выполнения ВМФ России задач боевой службы и боевого дежурства, участия в международных операциях и специальных мероприятиях, международно-правовое сопровождение действий ВМФ России осуществляет Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

 

Вы дошли до конца статьи. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

                                                                                  История эпидемий в России

 

Впервые советская Россия столкнулась с эпидемией гриппа в 1918-1919 годах, когда на планете свирепствовала «испанка». Она считается самой массовой пандемией гриппа в истории человечества. Только к маю 1918 года в Испании этим вирусом было заражено около 8 млн. человек (39% населения).

 

По некоторым данным за период 1918-1919 годов по всей планете вирусом гриппа было заражено более 400 млн. человек, около 100 млн. стали жертвами эпидемии. В советской России от «испанки» умерло 3 млн. человек (3,4% населения). Среди наиболее известных жертв – революционер Яков Свердлов и военный инженер Петр Капица.

В 1957 и 1959 годах Советский Союз захлестнули две волны пандемии Азиатского гриппа, подъем заболеваемости пришелся на май 1957 года, а к концу года в нашей стране гриппом болело не менее 21 млн. человек.

В Советском Союзе чума считалась пережитком прошлого, хотя узкому кругу специалистов были известны все чумные эпидемии в СССР. Природным очагом чумы зачастую выступали регионы Средней Азии, Казахстана и Закавказья.

Первой эпидемией чумы в СССР считают вспышку ее легочной формы в Приморском крае в 1921 году, пришедшей из Китая. А дальше она появлялась с пугающей регулярностью:

1939 год – Москва; 1945 – юг Волжско-Уральского региона, Средняя Азия; 1946 – Прикаспийская зона, Туркмения; 1947–1948 – Астраханская область, Казахстан; 1949 – Туркмения; 1970 – Приэльбрусье; 1972 – Калмыкия; 1975 – Дагестан; 1980 – Прикаспийская зона; 1981 – Узбекистан, Казахстан. И это далеко не полный перечень эпидемий чумы в СССР.

Только после распада Советского Союза вскрылась статистика. С 1920 по 1989 год чумой заболели 3639 человек, жертвами стали 2060. Но если до войны каждая чумная вспышка уносила сотни жизней, то с середины 40-х, когда стали применять сульфидин и синьку, число жертв сократилось до нескольких десятков. С конца 50-х начали использовать стрептомицин, что позволило сократить число смертей до единиц.

Если бы не самоотверженная работа эпидемиологов, то жертв могло быть намного больше. Сотрудники противочумной службы не имели права рассказывать о своей работе даже близким, иначе увольняли по статье. О целях командировки специалисты нередко узнавали только в аэропорту.

Со временем в стране была создана мощная сеть противочумных учреждений, которая успешно функционирует и по сей день. Эпидемиологи проводили ежегодные наблюдения за природными очагами чумы, специальные лаборатории исследовали штаммы, выделенные из корабельных крыс, приплывших на судах из потенциально чумных стран.

Гражданская война, социальные потрясения, разруха и голод способствовали распространению в молодом советском государстве возбудителей холеры. Тем не менее, российским медикам удалось потушить наиболее серьезные очаги этой болезни. Очень скоро руководство страны отрапортовало, что с холерой в СССР покончено.

Но в середине 1960-х годов заболевание вернулось вновь. Для планеты это была уже седьмая пандемия холеры. Начавшись в 1961 году в Индонезии, зараза очень быстро расползлась по миру. В СССР первый случай заболевания холеры «эль-тор», проникшей с торговцами наркотиками с территории Афганистана, был зафиксирован в 1965 году в Узбекской ССР. На охрану карантинной зоны власти отправили 9000 тысяч солдат. Казалось, очаг был изолирован.

Однако в 1970-м году холера вновь дала о себе знать. 11 июля в Батуми холерой заболели два студента из Средней Азии, от них она стала распространяться и на местное население. Врачи считали, что очаг заразы находился у берега моря, куда сливались сточные воды.

Крупные очаги холеры возникли в Нахичевани, Херсоне, Одессе. Решением Совмина СССР всем лицам, попавшим в очаги инфекции, выдавались оплачиваемые больничные листы. Перед тем, как покинуть зоны распространения инфекции все они должны были пройти обсервацию и бактериологическое обследование. Для этих целей использовали 19 морских судов, в том числе и флагманы – теплоходы «Шота Руставели» и «Тарас Шевченко».

В очаги холеры было отгружено 7093 литров холерной вакцины, 2250 килограмм сухих питательных сред, 52428 литров жидких питательных сред, миллионы упаковок тетрациклина и огромное количество хлорной извести. Совместными усилиями эпидемию удалось приостановить. Точное число больных и погибших советские власти скрывали, однако известно, что количество жертв было менее 1% на 100 заболевших.

                                                                                                                 Covid-19 

Коронавирус — это РНК-содержащий вирус, передающийся людям и животным. 2019-nCoV — это новый штамм коронавируса, который произошел от диких животных (предположительно — от летучих мышей).

Пути передачи: воздушно-капельный (вирус выделяется при разговоре, чихании, кашле) и контактный (например, при касании грязными руками лица, носа, глаз). 2019-nCoV в 2-3 раза менее заразен, чем корь, и в 2-3 раза заразнее гриппа. Процент летальности — 2,3%.

На 02.04.2020 в России зафиксировано 3 548 случаев заражения коронавирусом Covid-19. За последние сутки число заражений выросло на 771 человек.
Общее число смертей от коронавирусной инфекции в России составляет 30 человек, сегодня зафиксировано 6 случаев смерти.
В активной фазе болезни находятся 3 283 человек, из них 8 в критическом состоянии. Уровень летальности: 0.85%.
Подтвержденных случаев полного излечения от вируса на 02.04.2020 в России: 235.

В Кабардино-Балкарской републике официально зарегистрированы 6 случаев заражения этим ужасным вирусом. 16 человек госпитализированы в больницы и находятся под наблюдением.

Многие сегодня отказываются от путешествий за границу – из страха перед коронавирусом, который, как известно, распространился за пределами Китая. Но что делать, если предстоит деловая поездка или командировка? Отказываться не нужно, как и паниковать. Стоит взять на заметку полезные советы врачей. Доктор Евгений Комаровский рассказал о том, как защититься от коронавируса, а заодно и проанализировал ситуацию с заболеванием в целом.

Как защититься от коронавируса: общие правила ВОЗ

Совсем недавно Всемирная организация здравоохранения  опубликовала 8 правил защиты от коронавируса. «Они работают не только в плане коронавируса, но и при многих других вирусных инфекциях», - отмечает Евгений Комаровский. Итак:

  1. Чаще мойте руки водой с мылом. Намыливать кожу нужно не менее 20 секунд. Пользуйтесь спиртовыми салфетками, если помыть руки негде.
  2. При кашле и чихании прикрывайте рот и нос. Но не рукой, а либо согнутым локтем, либо кусочком ткани. Если деваться некуда, и вы чихаете в руки, то постарайтесь этими руками больше ничего не касаться. Ткань или салфетку, в которую вы чихнули или высморкались, немедленно выбрасывайте, руки продезинфицируйте (см. пункт 1).
  3. Соблюдайте дистанцию, особенно если видите человека с явными признаками вирусной инфекции (красные глаза, отекший нос, «шмыгание», кашель и т.д.). От такого человека следует держать дистанцию минимум в 1 метр.
  4. Не прикасайтесь к носу и глазам. Ваши руки – главный источник инфекции.
  5. Сообщите вашему врачу немедленно, если вы были в Китае или общались с теми, кто приехал из Китая, и после этого у вас возникли проявления острой респираторной вирусной инфекции (особенно следует обратить внимания на повышенную температуру и затрудненное дыхание).
  6. Если после возвращения из Китая у вас наблюдаются признаки вирусной инфекции, дожидайтесь врача дома и ни с кем не контактируйте.
  7. Избегайте посещения рынка, где продаются живые животные, особенно отловленные в дикой среде.
  8. Избегайте употребления в пищу сырых и недоваренных продуктов животного происхождения.

Последние два пункта особенно актуальны для путешественников. Напомним, впервые коронавирус возник среди торговцев животными на рынке в Ухане. Согласно самой «рабочей» версии, инфицирование произошло от рукокрылых (летучих мышей), однако не напрямую, а через употребление в пищу промежуточного носителя – животного, которое было заражено летучей мышью. Предполагается, что таким животным стал безобидный ящер панголин. Несмотря на то, что зверек занесен в Красную книгу и находится на грани исчезновения, в Китае на них продолжают охотиться ради мяса и ценной чешуи.

Как защититься от коронавируса в перелетах

Уже перед поездкой в аэропорт доктор Комаровский рекомендует запастись медицинскими масками. Возьмите с собой не одну и даже не один десяток масок (помните, что менять их нужно каждые 3 часа). Также необходимо приготовить герметичный пакет, в который вы будете складывать использованные маски.

В остальном:

  1. Берите с собой дезинфицирующие средства, концентрация спирта в которых должна быть выше 70 %, протирайте руки и все предметы, к которым прикасаетесь.
  2. В аэропортах чаще мойте руки под проточной водой.
  3. Во время перелета как можно меньше перемещайтесь по салону. Если есть возможность не вставать с места – не вставайте. Расхаживание по салону самолета многократно увеличивает риск инфицирования, поскольку связано с особенностями циркуляции воздуха в самолете.
  4. Держитесь подальше от людей, если у них есть признаки кашля и насморка. (Правда, сейчас появилась инструкция для стюардесс – перемещать на последние три ряда людей с признаками вирусной инфекции).
  5. Риск инфицирования во время полета увеличивается при принятии еды и питья. Лучше всего воздержаться от еды и питья, чтобы не снимать маску. Это не распространяется на новейшие лайнеры Airbus, воздух в салонах которых обновляется каждые 2 – 3 минут.

 

 

На ЭТОМ Я ЗАВЕРШАЮ СВОЮ СТАТЬЮ. СПАСИБО!